|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Программа "Информатизация школы"
Пояснительная записка Современный мир вступил в период нарастающих социальных, экономических, научно-технических, культурных изменений невиданного прежде размаха и интенсивности. По теории Д. Белла, выдвинувшего впервые гипотезу формирования постиндустриального общества, человечество вступило в такой период своего развития, где информация стала важнейшей составляющей общественной системы. Постепенно техногенная цивилизация уступает место информационной цивилизации. Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Новые стандарты предусматривают широкое применение новых информационных технологий и использование ресурсов глобальной сети Интернет в функционировании школы. Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс должно привести к повышению уровня компетентности педагогов и учащихся в сфере информационной культуры как части общей культуры и к изменению образовательного пространства школы. Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: -использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; -использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; -рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; -использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; -использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; Анализ состояния образовательного процесса и уровня информатизации МОУ средней общеобразовательной школы № 2 позволил выявить ключевые проблемы, решить которые, призвана данная программа.
Ключевые проблемы, на решение которых направлена Программа информатизации школы: · Отсутствие достаточного количества АРМ учителя для создания ИКТ – насыщенной среды, · Невысокий уровень ИКТ - компетентности некоторых педагогов. · Недостаточный уровень использования ИКТ в образовательном процессе педагогами школы. · Недостаточно умений и навыков создания мультимедийных презентаций для защиты учебных и социальных проектов, подготовки к урокам. · Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении. · Недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов. · Недостаточное использование ИКТ в управленческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг через эффективное использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, 2.Обеспечение повышения собственной активности школьников в ходе формирования учебной деятельности, 3.Развитие творческого потенциала педагогов.
1.Обучить педагогические и руководящие кадры информационным технологиям; 2.Обеспечить развитие сложившейся методологии образования школы за счет использования преимуществ компьютерных технологий; 3.Повысить уровень компетентности учащихся в области современных информационных технологий; 4.Осуществлять через проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий процесс адаптации детей к реальной жизни; 5.Формировать у участников образовательного процесса навыки использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач; 6.Создать банк материалов методического и учебно-воспитательного характера. 7.Создать единое информационно – образовательное пространство за счет создания локальной сети ОУ, обеспечить активное функционирование школьного сайта. 1. ПАСПОРТПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ» на период с 2010 по 2013 учебный год
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами «Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, на уровне местного самоуправления, в государственном и негосударственном секторах экономики» (Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010»). Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяет состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. Программа информатизации школы рассматривается как составляющая часть Программы Развития школы. Основной формой реализации Программы информатизации является урочная и внеурочная совместная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на повышение его эффективности. Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс должно привести к повышению уровня компетентности педагогов и учащихся в сфере информационной культуры как части общей культуры и к изменению образовательного пространства школы. На данный момент в школе функционируют 2 кабинета информатики, в начальной школе и среднем-старшем звене. В одном из этих кабинетов есть доступ к сети Интернет и локальная сеть. Обучение информатике ведется в школе, начиная с 3-го класса (за счет компонента образовательного учреждения). Начиная с 10-го класса в учебный план школы добавляются (к учебным часам, отведенным на изучение предмета «Информатика и ИКТ») элективные курсы по различным темам. С марта 2008 ведется работа по замене ПО на компьютерах школы из комплекта СПБППО. В мае 2007 г. была осуществлена централизованная поставка компьютера по программе «Информатизация библиотек». На базе данного компьютера ведется документация школьного библиотекаря, создаётся база данных методической литературы для учителей и банк данных методического обеспечения учебного процесса. Учителя и учащиеся имеют доступ к сети Интернет для поиска информации, а также используют компьютер для просмотра мультимедийных учебников, создания проектов, собственных документов. В кабинете информатики №10 проводятся уроки как по информатике, так и по другим предметам, требующим использования средств ИКТ и ЦОРов, внеклассные мероприятия, с использованием цифровых ресурсов. При подготовке творческих заданий учащиеся применяют знания технологии использования следующего программного обеспечения, изучению которого посвящены уроки и элективные курсы. Ресурсы глобальной сети Интернет используются в учебном процессе и в управлении школой. Ведется работа по повышению квалификации педагогов, руководителей школы. Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии. Ведется работа над Web-сайтом школы. Несмотря на положительную тенденцию в информатизации школы и использовании средств ИКТ в образовательном процессе есть и проблемы. Число учителей, владеющих компьютерными технологиями, увеличивается, но охвачены пока не все, поэтому необходимо целенаправленное обучение всего педагогического коллектива. Не ведется дистанционное обучение школьников. На 1 сентября 2010 года в школе обучается _____ учеников. На один компьютер приходится ____ учащихся. Первый кабинет был оснащен компьютерами почти 5 лет назад, компьютерная техника устаревает. Также необходимо создание единой локальной сети с подключением к Интернету, в которую будут включены не только компьютеры кабинетов информатики, но и АРМы учителей и администрации (с ранговым доступом к информации). Большая часть учителей готова к использованию информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и нетиповых производственных задач, участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, но для этого необходимы дополнительные технические средства, оснащение кабинетов информатики современным оборудованием. Необходимо продолжить обучение всего педагогического коллектива навыкам работы с компьютерной техникой, программным обеспечением и Интернет-ресурсами. Из всего выше сказанного следует, что в настоящий момент в школе нет единого информационного пространства. Поэтому целью нашей программы является создание единой образовательной среды МОУ СОШ № 2 с использованием компьютерной техники и информационных технологий. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: I. Оснащение школы средствами ИКТ и организация единого информационного пространства школы. 1. Продолжить оснащение кабинета информатики № 10, обеспечить функционирование второго кабинета информатики с выходом в Интернет. 2. Соединить все ПК школы в единую локальную сеть. Основой образовательной системы школы должна стать информационно-образовательная среда, которая существует на материальной базе (компьютеры, периферийные устройства, оргтехника, средства телекоммуникации, системное и прикладное программное обеспечение), соединенная в локальные сети и обеспечивающая доступ к российским и международным электронным ресурсам. Созданная материально-техническая база позволит кардинально изменить преподавание информатики и других учебных предметов, повысить качество образования. II. Информатизация учебно-воспитательного процесса. 1. Организовать обеспечение доступа участников образовательного процесса к школьным, районным, областным и российским информационно-образовательным электронным ресурсам. 2. Стимулировать активное использование всеми участниками образовательного процесса ЦОР сети Интернет, а также создание собственных цифровых образовательных ресурсов учителями, учащимися школы. 3. Продолжить оснащение медиатеки школы современным программным лицензионным обеспечением. Информатизация образования предполагает обновление содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, достижения новых учебных результатов. Внедрение ИКТ в практику работы школы позволит создать и структурировать большое количество информации, необходимое для оптимального функционирования школы. АРМы «Директор», «Завуч», «Учитель», «Ученик» дадут возможность перейти на качественно новый уровень ее работы. Активное использование этих АРМов приведет к созданию общей информационной базы данных, к которой будут иметь доступ все участники образовательного процесса. III. Повышение уровня компетентности педагогического коллектива в области использования ИКТ. Уровень и культура использования ИКТ определяет степень информатизации школы, готовность к жизни в едином информационном пространстве, поэтому необходимо стимулировать непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении и в воспитании школьников, осуществлять постоянную поддержку мотивации к образованию и самообразованию средствами ИКТ различных групп обучающихся. 1. Организовать курсы повышения квалификации по программам базовой педагогической ИКТ- компетентности, а также провести ряд семинарских занятий на базе школы силами учителей информатики и ИКТ. 2. Создать творческую группу учителей, работающих по программе «Информатизация школы».
3. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Раздел 1. Создание и оптимизация единого информационного пространства школы. Оснащение школы средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы
Раздел 2. Информатизация учебного процесса, использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет, а также создание собственных.
Раздел 3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных кадров.
4. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТОВ Проект 1 «Кабинеты информатики» Цель: дооснащение материально-технической базы кабинетов согласно санитарно-гигиенических норм. Задачи: 1. Дооснащение кабинетов информатики № 10, 5. 2. Приобретение компьютерной и оргтехники. 3. Установка локальной сети в кабинете №5 с подключением к глобальной сети Интернет. 4. Обеспечение сохранности и эффективного использования учебного компьютерного оборудования. 5. Паспортизация кабинетов информатики. 6. Пополнение программно-методического материала. 7. Оформление стендов кабинета информатики. Срок реализации: с 01.09.2010 г. по 31.08.2010 г.
Проект 2 «Информационные ресурсы школы» Цель: работа над сайтом и газетой школы и открытие доступа к ним всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним носителям. Задачи: 1. Создать команду учителей и учащихся, ответственных за работу сайта и публикацию газеты. 2. Обеспечить постоянное обновление информации для всеобщего просмотра сайта. 3. Обеспечить регулярное издание газеты. Срок реализации: с 01.09.2010 г. по 31.08.2010 г.
Проект 3 «Мероприятия» Цель: Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся и учителей на основе использования ИКТ. Задачи проекта: 1. Обеспечение широкого доступа участников образовательного процесса к школьным, районным, областным и российским информационно-образовательным и развивающим электронным ресурсам. 2. Повышение ИКТ компетентности учителей и учащихся. 3. Широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс. 4. Создание цифровых учебно-методических материалов и их эффективное использование в образовательном процессе. 5. Выявление талантливых и одаренных детей. 6. Участие педагогов и учащихся в ежегодных конкурсах районного уровня. Срок реализации: с 01.09.2010 г. по 31.08.2010 г.
Проект 4 «Повышение ИКТ компетентности учителя» Цель: вести научно-методическую работу в коллективе по внедрению ИКТ в практику работы школы. Задачи проекта: 1. Создать творческую группу учителей, работающих по программе «Информатизация школы». 2. Организовать систематическую работу по повышению квалификации работников школы по программам базовой педагогической ИКТ-компетентности. 3. Провести семинары, практикумы, мастер-классы для педагогического коллектива школы по использованию ИКТ.
5. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выполнение Программы «Информатизация школы» позволит школе достигнуть следующих результатов: 1. Автоматизировать управление и организацию учебного процесса, перевести весь документооборот в цифровую форму. 2. Сделать открытой информацию об образовательном учреждении для учителей, учеников, родителей, работников управления образования, Интернет-пользователей. 3. Внести коррективы в содержание, методы и формы учебной работы учителя с целью повышения собственной активности и самостоятельности обучающихся, сделать более эффективным контроль за ходом педагогического процесса, 4. Обеспечить возможность для всех участников образовательного процесса использовать школьные, районные, областные и др. информационные и образовательные ресурсы, создания собственных ЦОРов участниками образовательного процесса, 5. Улучшить материальную базу: реконструировать кабинеты информатики для работы учителей предметников, соединив в единую локальную сеть с выходом в Интернет, 6. Работать над сайтом и газетой школы в постоянном режиме, 7. Овладение и использование в ИКТ образовательном процессе 100% педагогов школы.
6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оценка результативности реализации Программы должна осуществляться с учетом трех основных направлений: · первое – оценка качества созданных условий для реализации Программы; · второе – оценка процесса реализации Программы; · третье – оценка конечных результатов реализации Программы. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся навыков использования современных информационных и коммуникационных технологий для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эти навыки должны обеспечить школьникам возможность: · успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет), · подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, · жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Процесс информатизации школы должен привести к повышению уровня педагогической культуры учителя, сделать его работу более эффективной. Внедрение Программы информатизации даст возможность изменить образовательное пространство школы, создать единое информационное поле деятельности для всех участников педагогического процесса.
|