Программа развития МОУ СОШ № 2 на 2011-2015 годы
СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел I. Паспорт программы развития школы.
Раздел II. Информационная справка о школе.
2.1. Уникальность.
2.2. Характеристика учебно-воспитательного процесса.
2.3. Сведения об учащихся
2.4 Характеристика педагогических кадров.
2.5. Характеристика семей.
2.6. Социокультурная среда.
Раздел III. Анализ ситуации.
3.1. Сильные стороны образовательной деятельности школы
3.2. Ключевые проблемы школы.
Раздел IV. Концепция новой школы
4.1. Концепция школы
4.2 Цели и задачи образовательной деятельности школы.
4.3. Этапы перехода от прежнего состояния к новому.
Раздел V. План деятельности по реализации Программы развития.
5.1. Работа с кадрами.
5.2. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
5.3 Формирование физически здоровой личности.
5.4 Оптимизация материально – технического обеспечения.
5.5 Совершенствование структуры и содержания управления школой.
Раздел VI. Мониторинг реализации программы развития школы.
Раздел I. Паспорт программы развития школы.
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.
Нормативно-правовая база для разработки программы развития школы: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Конвенция ООН о правах ребенка; Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2.
Сроки реализации: с января 2011 года по декабрь 2015 года.
Управление программой:
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по учебной и учебно-воспитательной работе.
Цель программы:
Способствовать формированию индивидуальных образовательных маршрутов для детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами через развитие поливариантных компонентов образовательной среды.
Задачи:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы выявления и развития вариативности мотивов деятельности учащегося.
2. Совершенствование структуры и содержания компонентов образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
3. Совершенствование психолого-педагогической системы диагностики, поддержки и развития интересов склонностей и способностей учащихся.
4. Формирование структуры элективных социоадаптирующих курсов, охватывающих все предметные области; системы олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, социально – направленных развивающих, обучающих и воспитывающих творческих проектов.
5. Создание условий для повышения качества образования и воспитания за счёт внедрения новых образовательных технологий.
6. Обеспечение эффективности преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школьников на основе мониторинга учебного процесса.
7. Создание условий для формирования всесторонне развитой личности, конкурентно-способной в новых экономических условиях.
Раздел II. Информационная справка о школе.
2.1 Уникальность.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 (далее Учреждение) создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О некоммерческих организациях» в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, как муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пласта (постановление № 176 от 24.03.1995 года главы администрации г. Пласта Челябинской области «О регистрации образовательных учреждений»), переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 2 (постановление главы администрации г. Пласта № 76 от 24.02.1997 года, регистрационный номер 189, постановлением главы г. Пласт № 32 – 3 от 28.01.1999 года, регистрационный номер 317).
Учредитель: Администрация Пластовского муниципального района.
Юридический адрес: 457020 г.Пласт Челябинской области, улица Мамина-Сибиряка д.2а, фактический адрес: 457020 г.Пласт Челябинской области, ул.Мамина-Сибиряка д.2а, телефон 2-25-76. Учреждение образовано в 1961 г. Режим функционирования 5-6 дневная учебная неделя, 2-х сменное обучение. Форма обучения – дневная. Объем максимальной учебной нагрузки учащихся начальной, основной и полной школы не превышает норм, установленных нормами СаНПиНа. Возраст принимаемых в школу детей не менее 6,5 лет на 01 сентября каждого учебного года.
Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. В школе оборудовано 41 компьютерное рабочее место учителя, из них 11 АРМов. 11 компьютеров подключены к локальной сети Интернет. Имеется 2 домашних кинотеатра и видеомагнитофон. На базе кабинета английского языка установлено лингафонное оборудование. Часть учебных кабинетов имеют специальное оборудование: кабинеты химии, физики, технологии, 2 кабинета информатики. Школа располагает спортивным залом, столовой на 118 посадочных мест, библиотекой с книжным фондом в 20 тысяч 224 экземпляра (учебников – 12103 экз., основной фонд – 8121 экз.), медицинским кабинетом для оказания экстренной медицинской помощи.
2.2. Характеристика учебно-воспитательного процесса:
Содержание образования:
Организация образовательного процесса в МОУ СОШ № 2 имеет следующие особенности:
· Со второго класса ведется преподавание иностранного языка (английский, немецкий);
· Со второго класса изучается курс «Информатика»;
· В 5-7 классах преподается предмет «Информатика»;
· В 6-8 классах преподаётся предмет «Краеведение»;
· В 8-9 классах осуществляется предпрофильная подготовка учащихся, включающая в себя элективные курсы и факультативы;
· В 10-11 классах изучаются факультативные курсы согласно социальному заказу семьи и образовательным потребностям учащихся;
· В десятом и одиннадцатом классах осуществляется допрофессиональная подготовка юношей по автоделу.
· Предполагается деление на группы на занятиях по технологии, английскому языку, информатике при условии требуемой наполняемости класса (25 человек). В 10-11 классах деление на группы осуществляется по физической культуре при том же условии.
· При наличии необходимых условий вводится третий час физической культуры.
· Используются следующие формы учебных занятий: урок, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний, защита творческого проекта и др.;
· Обучение в 1 – 9 классах организовано по четвертям;
· Обучение в 10 – 11 классах организовано по полугодиям.
· Педагогический коллектив в своей работе использует следующие технологии: коллективная форма работы; групповая форма работы; парная форма работы; формы индивидуальной работы.
· Уровень компетентности педагогов соответствует требованиям организации образовательного процесса.
2.3 Сведения об учащихся.
|
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Учащиеся (всего) |
535 |
507 |
504 |
489 |
486 |
Начальная школа |
199 |
195 |
199 |
209 |
199 |
Среднее звено |
264 |
236 |
239 |
235 |
239 |
Старшее звено |
72 |
76 |
66 |
45 |
48 |
Анализ динамики контингента учащихся за 5 лет действия Программы развития 2006-2010 годов показывает снижение общего количества учащихся. Возможными причинами могут быть следующие: общая демографическая ситуация в стране, открытие в городе филиала Копейского горно-экономического колледжа, который родители и учащиеся воспринимают как реальную возможность получения среднего специального образования.
Количество классов – комплектов по ступеням обучения
|
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Количество классов |
23 |
22 |
21 |
20 |
20 |
Начальная школа |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Среднее звено |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Старшее звено |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
Средняя наполняемость учащихся на 1 класс-комплект
|
Норма/ факт |
||||
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
|
Начальная школа |
25/24,8 |
25/24,3 |
25/25 |
25/26,1 |
25/24,8 |
Среднее звено |
25/24 |
25/23,6 |
25/23,9 |
25/23,5 |
25/23,9 |
Старшее звено |
25/24 |
25/19 |
25/22 |
25/2,5 |
25/24 |
Средняя по школе |
25/23
|
23/23 |
25/24 |
25/24,4 |
25/24,3 |
Количество классов-комплектов в течение последних 5 лет сократилось с23 до 20. Средняя наполняемость учащихся по школе приближается к норме. Данная численность учащихся позволяет более эффективно решать учебные и воспитательные задачи в классах.
Количество классов, занимающихся во 2 смену.
Ежегодно количество классов, занимающихся во 2 смену, остается стабильным: 3 класса-комплекта – начальное звено и 4 класса-комплекта из 5-8 классов, причем в первое и второе полугодия классы меняются. Исключение составляют выпускные классы (9,11), что обусловлено большой загруженностью учащихся во второй половине дня в связи с подготовкой к итоговой аттестации. Класс, который обучается по экспериментальной программе «Перспектива», занимается в течение всего учебного года в 1 смену, так как программой предусмотрена обязательная работа ГПД.
ДАННЫЕ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ.
Всего учащихся |
Учебный год |
||||
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
|
На начало года |
568 |
535 |
512 |
508 |
489 |
Конец учебного года |
549 |
536 |
507 |
517 |
488 |
Зачислено в течение года |
18 |
13 |
17 |
18 |
11 |
Оставлено на 2-ой год |
- |
- |
- |
2 |
- |
Отчислено в течение года |
- |
- |
- |
- |
- |
Отчислено всего |
- |
- |
- |
- |
- |
Причины отчисления |
|
|
|
- |
- |
Окончили соответствующую ступень образования и продолжили обучение в профессиональных ОУ |
53+49 |
74+31 |
40+38 |
40+43 |
49 +27 |
По семейным обстоятельствам |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
По болезни |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Перевод в другие ОУ в связи с изменением места жительства |
37 |
12 |
22 |
9 |
12 |
По неуспеваемости |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
По совершенным правонарушениям |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Другие причины |
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что движение учащихся происходит по объективным причинам и не вносит дестабилизации в процесс развития школы. Образовательное пространство охватывает детей с 6,6- 7 летнего возраста до 18 лет. Школа тесно сотрудничает с тремя МДОУ: № 10, 11, 12 по организации преемственных связей ДОУ - начальная школа. Организуются совместные методические семинары, взаимопосещения занятий и уроков, родительские собрания. Тем самым администрация школы и педагогический коллектив работают над привлечением, сохранением и развитием контингента учащихся.
2.4 Характеристика педагогических кадров.
Сведения о педагогах |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Общее число педагогов |
30 |
34 |
31 |
33 |
38 |
Пенсионного возраста |
7 (23,3%) |
7 (21 %) |
7 (22,5%) |
7 (21%) |
8 (23%) |
Имеют высшую квалификационную категорию |
6 |
5 (15%) |
5 (16%) |
7 (21%) |
12 (32%) |
1 квалификационная категория |
19 (63,3%) |
18 (53%) |
17 (54,8%) |
18 (55%) |
13 (34%) |
2 квалификационная категория |
3 |
7 (21 %) |
5 (16%) |
4 (12%) |
7 (18%) |
Не аттестованы |
2 |
4 (12 %) |
4 (13%) |
4 (12%) |
6 (16%) |
Стаж работы до 5лет: |
- |
3 (9 %) |
5 (16,1%) |
5 (15%) |
7 (18 %) |
- До 10 лет |
- |
2 (6%) |
1 (3,2%) |
2 (6%) |
3 (8 %) |
- До 15 лет |
3 (10%) |
3 (9 %) |
2 (6,4%) |
3 (9%) |
2 (5 %) |
- До 20 лет |
9 (30%) |
9 (26%) |
7 (22,5%) |
7 (21%) |
4 (11 %) |
- До 25 лет |
3 (10%) |
6 (18 %) |
6 (19,3%) |
7 (21%) |
14 (40%) |
- Свыше 25 лет |
15 (50%) |
11 (32 %) |
10 (32,2%) |
9 (27%) |
8 (23 %) |
Возрастной состав педагогов:% |
|
|
|
|
|
- До 20 лет |
|
1 (3 %) |
1 (3 %) |
2 (6%) |
- |
- До 30 лет |
|
2 (6 %) |
2 (6,4%) |
3 (9%) |
7 (18 %) |
- До 40 лет |
|
15 (44 %) |
12 (38,7%) |
10 (30%) |
6 (16 %) |
- До 50 лет |
|
5 (15 %) |
6 (19,3%) |
9 (27%) |
14 (37 %) |
- Свыше 50 лет |
|
11 (32 %) |
10 (32,2%) |
9 (27%) |
11 (29 %) |
Средний возрастной состав педагогов от 30-50 лет-19 человек (57%), 5 человек (15%) – в возрасте до 30 лет и 9 человек(27%) – свыше 50 лет. Существует проблема старения педагогических кадров.
Анализ состава педагогического коллектива по образованию, педагогическому стажу, квалификационным категориям, возрастному составу позволяет сделать вывод о достаточно высоком профессиональном уровне педагогов школы, что подтверждается как итогами аттестации учителей, так и уровнем обученности учащихся МОУ СОШ № 2.
В школе работает 38 педагогов, из них 3 находятся в декретном отпуске. Имеют высшее образование 28 человек (74%).
Стаж педагогической работы:
1-5 лет – 8 человек (21%)
6-10 лет – 2 человека (5%)
11-20 лет – 11человек (29%)
21-30 лет – 12 человек (32%)
Свыше 30 лет – 5человек (13%)
Учатся в ВУЗах 5 человек.
За годы реализации Программы развития курсы повышения квалификации в г. Челябинске прошли все педагоги школы, дистанционно повысил квалификацию один педагог. Для части педагогов курсы повышения квалификации без отрыва от производства были организованы РИМК на территории района. 69 % педагогов прошли обучение на курсах по ИКТ- технологиям. В перспективном плане школы стоит задача дальнейшего повышения квалификации педагогов.
Анализ аттестационного поля:
|
2007-2008 учебный год |
2008-2009 учебный год |
2009-2010 учебный год |
Высшая категория |
5 человек (16%) |
8 человек (22%) |
12 чел. (32%) |
I категория |
17 человек (55%) |
15 человек (42%) |
13 чел. (34%) |
I категория |
5 человек (16%) |
9 человек (25%) |
7 чел. (18%) |
Не аттестованы |
4 человека (13%) |
4 человека (11%) |
6 чел. (16%) |
За годы реализации Программы развития наметилась тенденция к росту показателя числа педагогов, получивших высшую квалификационную категорию.
2.5 Характеристика семей.
Контингент учащихся школы представлен 459 семьями, из которых 122 являются неполными, что составляет 26,5%. Из этой почти четверти семей воспитанием детей занимается мать, в редких случаях отец и 11 человек находятся на опеке. Многодетных семей 48, что составляет 10,4%, малообеспеченных 137 семей, что составляет 29,8%.
62,5% родителей в возрасте 31-40 лет. У 13,7 % родителей возраст 25-30 лет. У 19,5 % родителей возраст 41-50 лет.
По образовательному цензу состав родителей также неоднороден, но абсолютное большинство 85% имеют диплом об образовании:
30,2% - высшее образование
1,5 % - неполное высшее образование
54% - среднее специальное образование
Это накладывает отпечаток на уровень преподавания в школе: родители хотят, чтобы их дети получили хорошее образование и были конкурентоспособны в будущем на рынке труда.
85,1% семей имеют хорошие жилищные условия: 2х или 3х комнатную квартиру или частный дом.
По национальному составу:
90,5% - русские
5,1% - татары
4,3% - украинцы и башкиры.
2.6 Социокультурная среда.
- Шествующие предприятия;
- Центр занятости;
- Детская центральная библиотека;
- ДШИ;
- Дворец культуры «Октябрь»;
- Органы социальной защиты;
- ЦРТДЮ;
- Школы района;
- Правовые органы: ПДН, КДН;
- Детская поликлиника;
- Комитет по делам молодежи;
- ДЮСШ;
- Городской краеведческий музей;
- Подростковый клуб.
Раздел III. Анализ ситуации.
3.1. Сильные стороны образовательной деятельности школы
I. По организации учебно-воспитательного процесса
1. Практически все учащиеся в возрасте от 6,5 до 18 лет, проживающие в микрорайоне школы, охвачены организованным средним (полным) общим образованием.
Школа стабильно организует: медицинское обслуживание, горячее питание, охват которого составляет 100 % от общего числа учащихся
2. В школе, согласно нормативно-правовой базе, организовано регулярное психолого-педагогическое диагностирование учащихся, выявляется уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, их способность к работе в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования, положительный потенциал родителей, их возможность активно участвовать в образовательном процессе школы.
3. Школа успешно прошла все процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации. Это свидетельствует о том, что в школе созданы все необходимые условия для качественного выполнения государственных стандартов образования: имеется образовательная программа школы, учебный план школы, рабочие программы по предметам.
Для выполнения образовательных программ создано достаточное методическое обеспечение, позволяющее выполнять теоретические и практические составляющие данных программ, проводить постоянный мониторинг их выполнения.
4. В школе работают кружки, секции, проводится учеба органов ученического самоуправления для учащихся, родительского актива. Открыты учебные кабинеты, мастерские, библиотека, два компьютерных класса, спортивный зал для самостоятельной работы учащихся по углублению предметных знаний, умений и навыков.
II. По организации и результативности инновационной деятельности.
Школа может гордиться результатами работы по профильному обучению, которое было организовано в 2007-2009 годах.
№ |
Наименование предмета |
Средний балл |
Кол-во учащихся, набравших меньше миним. кол-ва баллов |
||
11 «а» |
11 «б» |
Общий |
|||
1. |
Русский язык (40 человек) По району: 1 место – 58,27 (СОШ №10) 2 место – 56,95 (СОШ №2) 3 место – 55,83 (СОШ №15) |
61,8 |
52,9 |
56,95 |
1 чел. (Плотникова Екатерина, 11 «б»)
Лучший результат: Аданькина Анастасия – 79 баллов, Сиротова Елизавета – 76 баллов |
2. |
Математика (40 человек) По району: 1 место – 47,94 (СОШ №10) 2 место – 47 (СОШ №15) 3 место – 46,05 (СОШ №2) |
51,2 |
41,8 |
46,05 |
1 чел. (Плотникова Екатерина, 11 «б»)
Лучший результат: Гофман Оксана – 68 баллов – лучший результат по району |
3. |
История (7 человек) |
75,5 |
41,6 |
51,2 |
Все набрали минимальное кол-во баллов. Лучший результат: Орехов Руслан – 78 б., Плишивчено Кристина – 73 б. |
4. |
Физика ( 6 человек) |
56,6 |
46,6 |
51,6 |
Лучший результат: Иващенко Дмитрий – 61 б. |
5. |
Химия (3 человека) |
59,5 |
49 |
56 |
Лучший результат: Санаева Анна – 66 б. |
6. |
Биология (3 человека) |
60,5 |
52 |
57,6 |
Лучший результат: Санаева Анна – 74 б. |
7. |
Обществознание (23 человека) |
66 |
53,2 |
59,9 |
2 человека не набрали. Лучший результат: Аданькина Анастасия – 74 б., Аданькина Ульяна – 76 б. |
8. |
Английский язык (1 человек) |
- |
45 |
45 |
|
9. |
Информатика (6 человек) |
57,75 |
41 |
52,1 |
1 человек не набрал. Лучший результат: Гофман Оксана – 69 б. |
Показатель средневзвешенного балла в профильном классе составляет 61 б., в общеобразовательном классе – 47 б. Средний показатель по профилирующим предметам составил: по истории- 75,5 баллов, по обществознанию – 66. В общеобразовательном классе: 41,6 и 53,2 соответственно. Анализ показывает, что профиль себя оправдал.
III. По уровню ресурсного обеспечения.
1. Кадровое обеспечение.
Школа полностью укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, другими узкими специалистами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие данного образовательного учреждения. Работа, проводимая в школе, сплотила педагогический коллектив, создала устойчивую внутреннюю мотивацию у большинства членов педагогического коллектива. Администрация школы создала такие условия, когда каждый работник имеет возможность на своем рабочем месте выразить себя, показать собственные способности, испытывать профессиональную гордость, собственную значимость за результаты своего труда, ценность вклада в решение стратегических и тактических задач школы. Коллективно выработанная система морального и материального стимулирования способствует созданию в коллективе здорового морально-психологического климата, обеспечению равных условий для реализации возможностей каждого члена педагогического коллектива и справедливого распределения вознаграждения.
2. Информатизация учебно-организационного процесса в школе.
Реализация приоритетных мероприятий по повышению уровня ИКТ–компетентности учителей и учащихся прослеживается через анализ работы творческой группы по ИКТ.
В 2006 году по инициативе администрации школы № 2 была создана творческая группа учителей для успешной реализации программы «Шаг в будущее».
Задачами на период действия Программы развития 2006-2010 г.г. были:
- Системное внедрение и активное использование ИКТ в работе школы;
- Обеспечение участников образовательного процесса современными учебными материалами;
- Поддержка инициатив педагогов, использующих в своей работе ИКТ.
При создании группы по ИКТ были поставлены следующие цели:
§ Объединение педагогов, заинтересованных во внедрении ИКТ в образовательный процесс;
§ Реализация программы по информатизации «Шаг в будущее»;
§ Обеспечение активной учебной работы школьников;
§ Поддержка развития творческой работы педагогов;
§ Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для учащихся. В течение пяти лет работы творческой группы проводились различные диагностики по определению уровня ИКТ – компетентности.
2006-2010 учебный год
Диагностика педагогического коллектива
|
Декабрь 2006 г. |
Апрель 2007 г |
Март 2010 год |
Наличие ПК у педагогов |
15 человек |
18 человек |
28 человек |
Имеют навык работы с ПК |
22 человека |
26 человек |
28 человек |
Прошли курсовую подготовку в ММЦ и др. учреждениях |
10 человек |
14 человек |
- |
Готовы проводить уроки с использование ПК |
12 человек |
16 человек |
28 человек |
2010 учебный год
Диагностика педагогического коллектива и учащихся
% педагогов, имеющих дома ПК |
95% |
Имеют выход в Интернет |
77 % |
Количество учащихся, имеющих дома ПК |
85% |
Имеют выход в Интернет |
62% |
Результаты работы творческой группы
Создание электронной методической копилки
За 5 лет деятельности «Творческой группы по информационным технологиям» в электронной методической копилке собраны:
Ø Презентации учителей – всего создано более 607 собственных презентаций
Наибольшее количество презентаций создано по предметам:
− Информатика - 30 (Крохалева О.М.)
− География -15 (Коптяева О.А.)
− Русский язык и литература -10 (Сорокина С.Б.)
Ø Презентации учащихся;
Ø Разработки уроков с использованием ИКТ;
Ø Разработки внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
Ø Цифровые образовательные ресурсы по предметам.
За период 2006-2010 год в школе создана достаточная информационно-аналитическая база: имеется два компьютерных класса, оснащенных современной компьютерной медиатехникой, банком электронных носителей информации по различным направлениям деятельности школы;
Педагоги школы прошли специальные курсы по овладению компьютерной техникой, эффективному использованию информационных и коммуникативных технологий. Администрация, педагогический коллектив школы активно использует компьютерную технику в управленческой деятельности, педагогической и психологической диагностике, учебно-воспитательном процессе.
Учащиеся школы, начиная со второго класса, овладевают основами компьютерной грамотности, и компьютер становится неотъемлемым средством получения дополнительной информации, помощником в составлении социальных и творческих проектов, других повседневных форм учебной и внеклассной деятельности.
Информационный фонд школы
Все учащиеся школы обеспечены бесплатными учебниками. В школьной библиотеке имеется научно-популярная, справочная, художественная и методическая литература, которая пополняется ежегодно. Также имеются электронные носители: программы по предметам – алгебра, физика, русский язык, литература, химия, биология, иностранные языки, география, история, МХК, информатика, музыка, искусство; энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Материально-техническое обеспечение.
За последние пять лет Администрация школы, педагогический коллектив, административно-хозяйственный персонал сумели обновить существующую материально-техническую базу:
- проведены капитальные и текущие ремонты существующих зданий;
- создана устойчивая система противопожарной безопасности, предупреждение фактов терроризма;
- преобразованы учебные кабинеты, мастерские.
IV. По качеству образовательной деятельности школы.
1. Уровень успеваемости, обученности школьников.
В 2010 г. абсолютная успеваемость составила 100%.
Динамика качества обученности положительная. За годы реализации программы отмечается рост в среднем на 8 % и составляет 50%. Абсолютная успеваемость за 5 лет только один раз была менее 100 % (99,4%).
За последние пять лет не было учащихся, оставленных на повторный курс обучения.
Качественная успеваемость в начальной школе высокая. За 5 лет средний показатель составил 72,8 %. Абсолютная успеваемость менее 100% составила только в 2008-2009 учебном году. По решению ПМПК 2 неуспевающим учащимся было предложено обучение по программе 8-го и 7-го вида.
Средний балл обученности учащихся соответствует современным требованиям.
За годы реализации Программы развития качество обученности на 1 ступени составило -69 %, на 2 ступени – 40%, на 3 ступени – 35%. Общий показатель по школе -49%. На всех ступенях обучения средний балл вырос по сравнению с аналогичным периодом действия предыдущей Программы.
Информация
о результатах государственной (итоговой) аттестации в 11 классе
МОУ СОШ № 2
ГОД |
рус. язык |
рус. язык (соч.) |
матем (ЕГЭ) |
МХК |
ф/к |
истор. |
физ. |
хим. |
общ. |
геогр |
биол |
техн |
ОБЖ |
анг. язык |
авто дело |
2005-2006 |
- |
3,73 |
4,3 |
5 |
4 |
3,6 |
3,3 |
2,7 |
3,7 |
3,6 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4 |
- |
2006-2007 |
4,0 |
3,6 |
3,2 |
3,5 |
4,2 |
3 |
2,7 |
3,3 |
3,6 |
3,6 |
4,3 |
5 |
4,2 |
3 |
4,0 |
|
Русск. Яз. |
Матем. |
Физ. |
Биол. |
Истор. |
Англ.яз. |
Общ. |
Инф и ИКТ |
Литер. |
Химия |
Средний балл за экзамен 2008-2009 уч.год |
56,95 |
46,05 |
51,6 |
57,6 |
51,2 |
45 |
59,9 |
52,1 |
- |
56 |
Набрали ниже минимальной границы |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
- |
- |
Средний балл за экзамен 2009-2010 уч.год |
59,8 |
45,4 |
51,6 |
55,7 |
43,8 |
|
57,6 |
45,8 |
47 |
|
Набрали ниже минимальной границы |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
|
Анализ средних результатов государственной итоговой аттестации показывает, что за период 2005-2007 годов произошло снижение показателя по русскому языку, обществознанию -на 0,1 балла, по математике на 1,1 балла, по истории, физике на 0,6 балла, по биологии на 0,2, по ОБЖ на 0,3, английскому языку – на 1 балл. Повышение среднего балла отмечено по химии на 0,6 и технологии – на 0,5 балла.
Анализ результатов ЕГЭ с 2008-2010 год показывает, что увеличение среднего балла произошло по предметам: русский язык - на 3 балла. Стабильный показатель по физике. Снижение видим по математике на 1 балл, биологии на 2 балла, по истории на 7,5 баллов, по обществознанию на 2 балла и по информатике и ИКТ на 6 баллов. Значительное снижение среднего балла по истории и обществознанию объясняется тем, что в 2008 -2009 учебном году экзамены по этим предметам сдавали в том числе учащиеся профильного (социально – экономического) класса. Снижение показателей по другим предметам обусловлено рядом объективных и субъективных причин: недостаточной продуманностью учащихся в выборе предмета и ответственностью за конечный результат.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Предмет |
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
русский язык |
50,9 |
55,5 |
57,5 |
41,8 |
51 |
математика |
52,8 |
62,5 |
57,5 |
11,6 |
51 |
За 5 лет реализации Программы показатель качества по результатам ГИА по русскому языку составляет в среднем 51,3%, по математике -47,08%. Качество по русскому языку относительно стабильное. По математике наблюдалось резкое снижение качества в 2008- 2009 учебном году. Причину снижения видим в частой смене учителя математики.
СРЕДНИЙ БАЛЛ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКЗАМЕНОВ.
Год |
Предмет |
|||||||||||||
Руск |
Алг. |
Физ. |
Черч. |
Ф/к |
Биол. |
Хим |
Анг. |
Нем. |
Геог |
Общ |
Ист. |
Тех. |
Геом. |
|
2005-2006
|
3,8 |
3,5 |
3,3 |
- |
4,0 |
3,8 |
4 |
5 |
4 |
3,2 |
3,5 |
3,1 |
5 |
3 |
2006-2007
|
3,6 |
3,9 |
3 |
3,3 |
3,6 |
3,8 |
3,3 |
4,5 |
3 |
3,5 |
3,6 |
3,3 |
4,0 |
4,5 |
2007-2008 |
3,8 |
3,7 |
- |
4,4 |
3,3 |
4,0 |
4,0 |
5,0 |
4,0 |
- |
4,2 |
- |
4,7 |
4,4 |
2008-2009 |
3,5 |
3,1 |
3,1 |
- |
3,4 |
4,0 |
3,5 |
- |
- |
- |
3,3 |
- |
4,3 |
- |
2009-2010 |
3,6 |
3,6 |
3,4 |
- |
3,5 |
4,0 |
4,0 |
4,7 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
3,0 |
3,8 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За последние 5 лет выросли показатели по биологии, географии. Резкого снижения показателя нет.
2. Участие в олимпиадах.
Учебный год |
Всего участвовало в олимпиадах различных уровней |
2007-2008 |
320 человек (63%) |
2008-2009 |
338 человек (65,5%) |
2009-2010 |
412 человек (84%) |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады.
|
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Количество победителей и призёров |
12 |
14 |
8 |
Всего приняло участие |
81 |
53 |
60 |
Региональный этап Всероссийской олимпиады.
|
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Количество победителей и призёров |
1 |
2 |
|
Всего приняло участие |
|
8 |
6 |
«Русский медвежонок – языкознание для всех».
|
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Более 70 % |
6 |
8 |
15 |
Всего приняло участие |
119 |
114 |
79 |
Олимпиада УрФО по основам наук.
|
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Прошли в следующий тур |
4 |
11 |
17/7 |
Всего приняло участие |
9 |
32 |
32 |
Эрудит-марафон (ЭМУ).
|
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Количество победителей и призёров |
0 |
16 |
48 |
Всего приняло участие |
0 |
33 |
90 |
Молодёжный чемпионат «Старт» г.Пермь.
|
2007-2008 |
2008-2009 |
Количество победителей и призёров |
|
2 |
Всего приняло участие |
|
49 |
Учащиеся принимают участие в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийских дистанционных олимпиадах: «Русский медвежонок – языкознание для всех», УРФО, в молодёжных чемпионатах (г. Пермь), ЭМУ (г. Екатеринбург), игровой конкурс «Золотое руно» и другие.
Количество участников олимпиад ежегодно растёт, что говорит о мотивированности учащихся и их родителей. Число призёров увеличивается по многим олимпиадам.
3. Трудоустройство учащихся 11 классов.
Год выпуска |
Количество выпускников |
Всего поступило в ВУЗЫ |
% |
2005-2006 |
49 |
35 |
71,4 |
2006-2007 |
31 |
19 |
61,2 |
2007-2008 |
38 |
25 |
66 |
2008-2009 |
40 |
24 |
60 |
2009-2010 |
27 |
22 |
81 |
В течение пяти лет процент выпускников, поступивших в ВУЗы стабильно высокий. В этот показатель включены в том числе выпускники, зачисленные в ВУЗ на коммерческой основе.
4.Уровень развития и воспитанности учащихся (психолог)
Включает в себя интегральные показатели физического развития, сохранения и укрепления здоровья, духовно – нравственного, социально – личностного, трудового воспитания.
4.1 Сохранение и укрепление здоровья.
Педагогическим коллективом совместно с органами здравоохранения и школьным медицинским работником проводится работа по укреплению здоровья учащихся, профилактике заболеваний. Ежегодно учащиеся проходят углубленный медицинский осмотр.
ДИНАМИКА ВЫЯВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПО ДАННЫМ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА
|
2006 - 2007 |
2007 - 2008 |
2008 - 2009 |
2009 - 2010 |
2010 - 2011 |
ОРЗ |
258 |
258 |
193 |
169 |
180 |
ЖКТ |
|
|
|
|
|
Невропатолог |
10 |
6 |
2 |
|
4 |
Гинеколог |
2 |
18 |
4 |
2 |
12 |
Хирург |
50 |
52 |
18 |
26 |
9 |
Педиатр |
50 |
56 |
58 |
48 |
48 |
Инфекционист |
2 |
10 |
5 |
5 |
7 |
Дерматолог |
7 |
7 |
11 |
5 |
5 |
Травматолог |
9 |
11 |
7 |
28 |
7 |
Бронхиальная астма |
4 |
6 |
10 |
6 |
8 |
Оториноларинголог |
7 |
10 |
5 |
9 |
11 |
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ДИСПАНСЕРНОМ УЧЕТЕ
|
Состояло |
Состоит |
||||||
|
1кл |
9кл |
15-18 лет |
По школе |
1 кл. |
9кл. |
15-18 лет |
По школе |
Болезни органов дыхания |
|
1 |
8 |
37 |
6 |
1 |
4 |
24/5,03% |
Ожирение |
|
1 |
2 |
17 |
|
1 |
|
11/2,31% |
ВСД |
|
4 |
19 |
36 |
|
4 |
4 |
19/3,9% |
Патология ЛОР органов |
2 |
17 |
14 |
55 |
4 |
15 |
11 |
48/10,06% |
Патология опорно- двигательного аппарата |
5 |
22 |
31 |
241 |
11 |
23 |
33 |
209/43,8% |
Отставание в физическом развитии |
|
|
|
8 |
|
|
|
2/0,41% |
Кариес |
8 |
|
|
52 |
6 |
10 |
38 |
117/24,5% |
Патология органов зрения | 4 | 13 | 66 | 9 | 10 | 17 | 113/23,68% |
По физическому развитию, сохранению, укреплению здоровья просматривается небольшая позитивная динамика.
Для улучшения показателей физической подготовленности учащихся введен третий час физкультуры в 11 классах. С 2011 года в штатном режиме вводится третий час физической культуры в 1-11 классах.
Обязательные физкультминутки на уроках в 1-4 классах, подвижные перемены, ежедневная утренняя гимнастика также играют положительную роль.
Школьники ежегодно принимают участие в Днях здоровья, неделях «Здорового образа жизни», акциях «Жизнь без наркотиков»,
«Курить – здоровью вредить».
ПРОПУСКИ УРОКОВ
|
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Всего |
28603 |
26521 |
23083 |
18545 |
19709 |
на одного ученика |
52 |
49,4 |
45,5 |
36 |
40,3 |
по болезни |
23921 |
20794 |
20819 |
18016 |
18331 |
на 1 ученика |
43,5 |
38,7 |
41 |
34,8 |
37,5 |
Относительно стабильным является показатель количества пропущенных уроков по болезни на 1 ученика.
4.2 Профилактическая работа с детьми «группы риска».
год |
всего |
Начальные классы |
Среднее звено |
Старшие классы |
2005-2006 |
1 |
- |
1 |
- |
2006-2007 |
3 |
- |
3 |
- |
2007-2008 |
2 |
- |
2 |
- |
2008-2009 |
- |
- |
- |
- |
2009-2010 |
1 |
1 |
- |
- |
За пять лет наблюдается снижение количества учащихся, стоящих на учёте ПДН. Это результат совместной профилактической работы классных руководителей, социально – психологической службы, администрации школы и работников ПДН.
В школе организован Совет профилактики, целью которого является предупреждение правонарушений учащимися. В него входят старшеклассники, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН и заместитель директора по ВР. По рекомендации школьного методического объединения классных руководителей учащиеся с девиантным поведением, склонные к совершению правонарушений ставятся на внутришкольный педагогический учёт.
ПРОПУСКИ УРОКОВ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ
|
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Всего |
4682 |
5638 |
2264 |
529 |
1378 |
На одного ученика |
8,5 |
10,5 |
4,5 |
1,02 |
2,8 |
Таблица пропусков уроков свидетельствует о том, что за последние годы наметилась положительная динамика: снижается количество уроков, пропущенных по неуважительной причине, как в целом, так и на одного человека.
4.3 Занятость учащихся в кружках.
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНЫХ КРУЖКАХ
Учебный год |
2005- 2006 |
2006-007 |
2007-2008 |
2008- 2009 |
2009-2010 |
Количество кружков |
12 |
17 |
10 |
13 |
12 |
В связи с работой школы в две смены существует проблема свободных кабинетов для большего охвата внеклассной деятельностью в кружках для учащихся младших классов и среднего звена. 25-30 % школьных кружков ориентированы на учащихся младших классов.70-75 % кружков – на учащихся среднего и старшего звена. Большинство школьных кружков работает в субботу.
Взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования
ДШИ;
Дворец культуры «Октябрь»;
ЦРТДЮ;
ДЮСШ.
|
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
ДК |
40 |
40 |
83 |
49 |
25 |
ДШИ |
40 |
40 |
44 |
16 |
41 |
ЦРТДЮ |
180 |
198 |
258 |
53 |
130 |
ДЮСШ (стадион) |
45 |
50 |
65 |
66 |
35 |
Клуб имени «Пушкина» |
- |
- |
1 |
15 |
9 |
Бассейн «Аквамарин» |
- |
- |
- |
115 |
75 |
Процент занятости учащихся в учреждениях дополнительного образования за пять лет относительно стабилен и составляет 60-68 %. Показатель меняется в зависимости от общего количества учащихся в школе и от разнообразия дополнительных услуг.
4.4 Результаты участия школьников в смотрах, конкурсах, соревнованиях.
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Баскетбол |
2 место |
3 место ср.гр. |
|
|
1 место |
Лыжные гонки |
|
|
2 место 2 место |
2 место 3 место |
1 место 1 место (личный зачёт) |
Л/а эстафета на приз газеты «Знамя Октября» |
|
3 место |
|
3 место |
3 место |
Осенний кросс |
|
2 место |
|
|
|
Настольный теннис |
|
|
|
1 место 2 место |
2 место 3 место 3 место |
Волейбол |
|
|
|
|
2 место |
Мини-футбол |
|
|
|
|
3 место - ср.гр. 1 место - мл.гр. |
Турнир по шашкам |
|
|
|
1 место |
|
Турнир по шахматам |
|
|
|
1 место-личный 4 место-командный |
|
«Безопасное колесо» |
1 место 1 место |
2 место |
|
|
|
«Зарница» |
2 место |
|
3 место |
|
2 место |
«Весеннее дефиле» |
1 место |
|
|
|
|
Театральный Конкурс |
|
2 место |
1 место Ст.группа |
|
2 место |
Конкурс чтецов |
|
5 призёров |
3 призёра |
3призёра |
1место 1 место 3 место |
Брей-ринг |
|
3 место |
|
|
|
Выставка прикладного творчества |
|
9 отмеченных работ |
4 отмеченных |
9 |
3 |
«Серебряное пёрышко» |
|
1 место 1 место дипломант |
1 место 1 место |
1 место 2 место 3 место 1 место-проза |
1 место 3 место |
Закрытие трудового лета «Гонка за лидером» |
|
|
2 место |
|
|
«Во славу Отечества» |
|
|
|
|
2 место |
Мисс Осень |
|
|
2 место |
2 место |
|
«Состязание легороботов» |
|
|
|
|
3 место |
Смотр художественной самодеятельности |
|
|
2 место 3 место 1 место |
|
|
День защиты детей |
|
|
2 место |
|
|
Конкурс поделок на противопожарную тему |
|
|
|
|
1 место |
Плавание |
|
|
|
|
1 место 1 место 3 место 2 место |
Смотр-фестиваль «Нам этот мир завещано беречь» |
|
|
|
|
1 место 3 место |
Учащиеся школы являются активными участниками всех районных и городских мероприятий. Стабильно лучшими на районных конкурсах являются спектакли театрального кружка, выступления на конкурсе чтецов, детские работы поэтического конкурса «Серебряное пёрышко».
3.2 Ключевые проблемы школы.
Анализ выполнения Программы развития 2006-2010 годов выявил ряд ключевых проблем.
Определение ключевых проблем как противоречий между желаемыми и реальными результатами рассматривалось в контексте стратегического планирования.
Предпосылками противоречий стали грядущие внедрение ФГОС нового поколения, необходимость профилизации образования, актуальность введения третьего часа физической культуры в 1-11 классах:
1. Ключевые проблемы организации учебно – воспитательного процесса как противоречия между:
· требованием овладеть высоким уровнем среднего образования и несовершенством учебно-методического комплекса и недостатком квалифицированных кадров.
· соблюдением принципов демократичности контроля с одной стороны и усилением его действенности с другой.
· государственными требованиями соблюдения принципа преемственности образовательных программ на всех ступенях образования и недостаточным взаимодействием с высшими учебными заведениями.
2. Ключевые проблемы ресурсного обеспечения как противоречия между:
· увеличивающимися требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях модернизации школьного образования, повышения его конкурентно - способности и низким уровнем социальной защиты педагогов.
· уровнем развития современной педагогической науки и практики и недостаточной научно-методической обеспеченностью системы педагогического образования.
· развитием инновационной сферы и слабой мотивацией участия в ней педагогов (моральный и материальный стимулы).
· возрастающей необходимостью в обеспечении социальной и профессиональной мобильности и косности мышления педагогов.
· уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью для работы в режиме новой школы.
· требованием обязательного функционирования ГПД в школе, введением третьего часа физической культуры и количеством имеющихся для этого площадей.
· современными требованиями к учебному, материально – техническому обеспечению образовательного процесса и крайне недостаточным финансированием из районного бюджета на сохранение и развитие материально – технической базы.
3.Ключевые проблемы управления школой как противоречия между:
· новыми функциями, содержанием управления и набором существующих функций, содержанием управления;
· требованиями государственно – общественного управления по увеличению доли общественного управления школой и доминированием государственной составляющей управления;
· новыми технологиями, механизмами управления и традиционными технологиями, механизмами, существующими в школе;
· набором критериев, показателей, которые необходимы для обеспечения качества будущей управленческой деятельности и имеющимися в арсенале наборами критериев и показателей.
· желаемым количеством родителей, способных активно участвовать в управлении школой, оказывать действенную помощь школе и реальным количеством родителей, на которых школа опирается в своей деятельности.
Раздел IV. Концепция новой школы
4.1. Концепция школы
Характеристика нового управляемого объекта
МОУ СОШ № 2 считает своей основной задачей создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей.
Основная идея концепции.
Образовательная среда школы должна иметь многовариантные компоненты, позволяющие каждому ребёнку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами.
Школа, осуществляющая обучение по индивидуальным образовательным программам - такая модель нового образования, в которой сочетаются две формы образовательной практики:
· общеобразовательные классы, осуществляющие учебно-воспитательный процесс в соответствии с Госстандартом, и с учетом индивидуальных способностей учащихся;
· факультативные и элективные курсы, осуществляющие образовательный процесс в целях обеспечения углубленного изучения отдельных предметов, создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий, расширение возможностей социализации учащихся, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Миссия школы
МОУ СОШ № 2 предназначена для разностороннего развития учащихся, формирования ключевых компетенций, необходимых для продолжения образования, для физического развития, укрепления и сохранения здоровья, для овладения основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умением адаптироваться в социуме на основе усвоения ими обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Главная системообразующая идея:
Реализация личностно-ориентированного образования школьников на всех основных ступенях школы (начальной, основной, средней).
Рассматривать реализацию личностно-ориентированного образования с нескольких позиций:
ü с позиций учащихся – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития каждого ребенка в соответствии с их индивидуальными задатками, способностями, склонностями, образовательными потребностями, особенностями сформированности сущностных сфер;
ü с позиции родителей - удовлетворение социального заказа, ожиданий родителей по организации и результативности личностно-ориентированного образования на всех ступенях школы;
ü с позиции общества, рынка труда – формирование социально-значимых жизненных ценностей, личностных, профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;
ü с позиции педагогики – создание целостной системы непрерывного образования, обеспечивающего каждому участнику образовательного процесса условия для саморазвития и самореализации.
Наиболее значимые для школы принципы современного образования:
ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ
Условия реализации данного принципа:
- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанного на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижение поставленных целей, задач;
- оптимистическая стратегия в определении учебных и воспитательных программ;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учет интересов, задатков, склонностей, образовательных потребностей учащихся, их побуждение к развитию;
- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.
В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
- необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
- в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
- педагог не только должен призывать к добру, но и быть добрым;
- педагог должен защищать интересы ребенка, помогать ему в решении актуальных проблем;
- защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности:
- в классе, группе, школе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Условия реализации принципа индивидуальности:
- диагностика особенностей сформированности социальных сфер школьника;
- постоянный мониторинг изменений параметров физического, психического, социального, духовно-нравственного развития, индивидуальных качеств ученика;
- выбор специальных средств психолого-педагогического воздействия на каждого ученика;
- учет индивидуальных качеств ребенка при выборе средств обучения, воспитания, развития школьника;
- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, выбора сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- работа, производимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
- успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание и развитие других;
- совокупность обучающих, воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности педагогического воздействия на каждого ученика.
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ
Условия реализации этого принципа:
1. Знание каждым участником образовательного процесса особенностей физического, физиологического, психического, социального, духовного развития ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Создание программно-методических, материально-технических, финансовых ресурсов для оптимального развития ребенка на каждом сензитивном периоде.
3. Достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, позволяющий им применять вариативные технологии, методы, формы и средства обучения, воспитания и развития детей в рамках возрастного периода.
Правила реализации этого принципа:
1. Содержание, объем информации, выбор средств должен соответствовать особенностям и возможностям детского организма.
2. Педагоги должны ставить перед учащимися посильные, реальные цели, предусматривать приемы, средства снятия физического и психического напряжения и переутомления.
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ
Условия реализации этого принципа:
- содержание образования на всех этапах школы должно включать в себя, все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности;
- введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
- обеспечение научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития;
- формирование и развитие у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности;
- познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствование нравственного и жизненного самоопределения.
В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
- отношение к ребенку должно быть как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- педагог должен быть посредником между ребенком и культурой. Он вводит ребенка в мир культуры, оказывает ему помощь и поддержку в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
Условия реализации этого принципа:
- знание и учет особенностей развития детей различных возрастных групп, особенностей развития конкретного ребенка;
- определение четких, понятных каждому участнику образовательного процесса критериев и показателей физического, физиологического, социального, духовно-нравственного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- изучение, формирование личностного развития ребенка должны быть непрерывными и плановыми на протяжении всего периода пребывания ребенка в школе;
- наличие у педагогов соответствующих профессиональных компетентностей, необходимый уровень психолого-педагогической подготовки родителей.
Правила реализации данного принципа:
- диагностирование основных критериев и показателей личностного развития ребенка проводится педагогом - психологом;
- при планировании работы школы, учителей предметников, классных руководителей, должен учитываться уровень основных компонентов актуального развития учащихся и показателей зоны ближайшего развития школьника;
4.2. Цели и задачи образовательной деятельности школы
Стратегическая цель. Создание необходимых и достаточных условий для реализации личностно-ориентированного образования школьников на всех ступенях школы.
Личностно-ориентированное образование предполагает создание условий для развития самостоятельных качеств каждого ребенка, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям, стремление к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире. (И.С. Якиманская).
Задачи как этапы реализации поставленной цели.
I. Задачи, направленные на развитие содержания новой школы.
1. Осуществлять диагностирование особенностей сформированности личностных сфер каждого школьника;
2. Определить индивидуальную избирательность ученика на всех ступенях его образования к типу, виду, форме программного материала; дополнительной информации; способам восприятия, обработки, хранения и воспроизведения информации;
3. Определить уровень профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров, их способность работать в режиме личностно-ориентированного образования.
4. Выявить уровень психолого-педагогической подготовки родителей, их потенциал, возможность активно участвовать в процессе обучения, воспитания, развития своего ребенка.
5. Апробировать разработанные модели выпускников начальной, основной, средней школы, где заложены основные компетентности, которые нужно сформировать у учащихся школы: компетентности, связанные с обученностью ученика, компетентности формирования основных параметров физического, психического, социально-личностного, духовно-нравственного, трудового воспитания и развития ученика.
6. Внедрить в практику работы школы вариативные, личностно-ориентированные технологии, формы, методы, ориентированные на индивидуальные особенности учащихся, учитывающие возможности школьников, ограниченные рамками сензитивного периода, зонами актуального и ближайшего развития каждого ученика;
7. Продолжить работу по формированию у учащихся метазнаний, позволяющих учащимся выявить закономерности любого знания, независимо от его предметной соотнесенности, общеучебных умений и навыков, навыков исследовательской, творческой деятельности.
8. Продолжить работу по совершенствованию предпрофильной, профильной подготовки учащихся, профессиональному и жизненному их самоопределению.
II. Задачи, направленные на подготовку учащихся, учителей-предметников к проведению единых государственных экзаменов по предметным областям, определенных Федеральными и Региональными органами власти.
1. Ознакомление учителей, учащихся, родителей с нормативно-правовой базой подготовки и проведения ЕГЭ.
2. Отработка технологии проведения ЕГЭ.
3. Формирование необходимых предметных знаний, умений и навыков, базового и углубленного уровня у учащихся для успешной сдачи ЕГЭ.
4. Формирование устойчивой внутренней мотивации, положительной Я – концепции, эмоционально-волевой саморегуляции школьника в процессе его подготовки и сдачи ЕГЭ.
III. Задачи оптимального ресурсного обеспечения при переводе школы в новое состояние.
1. Обеспечить программно-методическими материалами, необходимыми для реализации личностно-ориентированного образования в школе.
2. Привести в соответствие с современными требованиями, новыми направлениями деятельности, нормативно-правовую базу школы.
3. Добиться эффективного использования информационной базы в учебно-воспитательном процессе, в управлении школой.
4. Привести материально-техническую базу школы, предметно-развивающую среду в соответствие с необходимыми условиями, требованиями к организации личностно-ориентированного образования.
5. Эффективно использовать бюджетные и внебюджетные ресурсы для перевода школы в новое состояние.
IV. Задачи, направленные на совершенствование структуры и содержания управления школой при ее переходе в новое состояние.
1. Добиться эффективности государственно-общественного управления школой, особенно ее общественной составляющей.
2. Оптимизировать деятельность органов ученического самоуправления в классах, школе.
3. Добиться наиболее полного участия родителей в управлении школой.
4. Обеспечить наиболее полную координацию усилий социальных партнеров, принимающих участие в образовательной деятельности школы, процессе ее обновления.
V. Задачи мониторингового исследования, направленные на определение эффективности промежуточных и конечных результатов перехода в новое состояние.
Проводить регулярные мониторинговые исследования, связанные с:
- реализацией задач, направленных на развитие и содержание новой школы;
- подготовкой учащихся школы к сдаче единого государственного экзамена;
- выполнением конкретных задач программно-методического, информационного, нормативно-правового, материально-технического, финансового обеспечения;
- выполнением основных показателей качества образования.
4.3. Этапы перехода от прежнего состояния к новому.
Связи с тем, что системообразующей идеей программы развития школы является реализация личностно-ориентированного образования, предполагающего переход от знаниевой парадигмы к развивающей, задачи и краткое содержание каждого этапа выглядят следующим образом.
I. Первый этап. Информационно-концептуальный.
Сроки реализации 2011-2013 годы.
1. Комплексное диагностирование всех участников образовательного процесса:
- учащихся (определяются особенности сформированности личностных сфер: познавательной, психофизической, мотивационной, действенно-практической, эмоционально-волевой);
- педагогов (определяется уровень сформированности профессиональной компетентности, позволяющей им работать в режиме личностно-ориентированного образования, их возможные проблемы);
- родителей (определяется уровень их психолого-педагогической подготовки, возможность активно работать как полноправному партнеру по обучению, воспитанию, развитию своего ребенка).
2. Изучение теоретических аспектов проблемы выявления и развития мотивов социально – образовательной деятельности, ресурсов личностного развития ребёнка, планирование и прогнозирование необходимой экспериментальной деятельности.
3. Совершенствование кадрового, научного, материально – технического обеспечения концепции, работа с документацией.
4. Разработка результативных показателей, характеризующих эффективность реализации программы на исходном, промежуточном и конечном этапе.
II. Второй этап. Организационно- деятельностный.
Сроки реализации 2013-2014 год.
1. Совершенствование деятельности школы по работе над общеобразовательным (базовым) компонентом.
2. Совершенствование системы психолого – педагогических мероприятий по выявлению и актуализации ресурсов личностного развития учащихся.
3. Совершенствование системы школьных олимпиад, конкурсов, различных игр и проектов, интеллектуальных марафонов.
4. Организация плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению для эффективной реализации программы развития школы.
5. Организация рейтинга педагогических работников с обязательным стимулированием их деятельности.
6. Организация квалифицированных консультаций, теоретических и методических семинаров, «круглых» столов, педагогических чтений.
7. Модернизация информационно – технологического оборудования школы.
8. Проведение в конце 2014 года промежуточных замеров реализации целей и задач программы, обеспечивающих оценку эффективности и возможность коррекции.
III. Третий этап. Контрольно – диагностический.
Сроки реализации 2015 год.
1. Анализ результативности развития школы.
2. Подведение итогов работы школы по качеству образования.
3. Подведение итогов работы школы по качеству ресурсного обеспечения.
4. Определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения концептуальных целей.
5. Конструирование дальнейших путей развития школы.
Список нормативных документов.
1. Конституция РФ.
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Национальная доктрина развития образования в РФ. (утверждена постановлением Правительства РФ от 05.11.2000 г.)
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196)
6. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, вступивший в силу с 14 декабря 2005г.
7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).
|
|
|||
|
|